Режим таргетирования инфляции подразумевает публичное объявление целевых значений инфляции на определенную перспективу, а стабильность цен становится долгосрочной целью. Другие цели, такие как полная занятость или относительная стабильность обменного курса, также могут учитываться, но являются второстепенными. При этом если власти четко придерживаются поставленных целей и добиваются их, режим таргетирования инфляции ведет к снижению инфляционных ожиданий.
Режим таргетирования инфляции является достаточно новым методом денежно-кредитной политики, который тем не менее уже сейчас широко распространен в мире. Впервые о переходе к прямому таргетированию уровня инфляции заявила Новая Зеландия в 1990 г. Впоследствии этот режим был применен денежными властями Канады, Великобритании, Швеции, Финляндии, Австралии, Испании, Израиля, Чехии и Чили. Сначала таргетирование инфляции использовалось исключительно в развитых странах, а развивающиеся страны практически повсеместно использовали режим фиксированного обменного курса. Однако уже в конце 1990-х годов его начали использовать развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. В настоящее время 23 страны применяют таргетирование инфляции, из которых лишь 7 являются развитыми.
На протяжении ближайших лет число стран, использующих режим инфляционного таргетирования будет расти. Опрос, проведенный экспертами МВФ среди представителей денежных властей 88 развивающихся стран и стран с переходной экономикой, показал, что более половины этих стран скорее всего перейдут в ближайшее время к инфляционному таргетированию. Более того, практически три четверти стран из их числа планируют перейти к таргетированию инфляции в 2010г. [8]
При переходе к таргетированию инфляции необходимо уточнение нескольких важных моментов. Во-первых, показатель инфляции должен быть общедоступным и обладать хорошей репрезентативностью. Его динамика не должна подвергаться воздействию административных, разовых и волатильных факторов. Необходимо максимальное исключение влияния пока- зателей, отклоняющих инфляцию от тренда. Как правило, страны, таргетирующие инфляцию, ориентируются на индекс потребительских цен с теми или иными поправками. Известна и практика таргетирования общего индекса потребительских цен. В этих случаях индикативные качества ИПЦ, как наиболее известного широкой общественности показателя, доминируют над качествами большей подконтрольности, присущими базовой инфляции. Несмотря на то, что базовые индексы потребительских цен не таргетируются напрямую в таких случаях, они используются как информационные переменные, в том числе в процессе принятия решений об изменении политики (процентных ставок).
Во-вторых, необходимо определить значение выбранного целевого ориентира. Так или иначе, усилия центральных банков в борьбе с инфляцией направлены на обеспечение ценовой стабильности. Ценовая стабильность - это уровень инфляции, позволяющий населению, государственному и частному сектору не учитывать ее в каждодневных решениях. Подобным уровнем принято считать коридор в 1-3% в год или немногим больше. Строго говоря, целевое значение не должно быть не только слишком высоким, но и слишком низким. Проблема дефляции для России пока не актуальна, однако и об этой стороне таргетирования инфляции необходимо помнить.
Выбранное значение целевого уровня инфляции может устанавливаться в двух формах - конкретное (единичное) значение или диапазон допустимых значений с верхней и нижней границами. Когда Нейтральный банк выбивается из целевого значения инфляции, то с критически важной точки зрения доверия к политике банка, неудача с достижением единичного значения гораздо менее серьезно бьет по престижу регулятора, чем несоблюдение диапазона границ. Соответственно, чем более узким является диапазон, тем в большей степени участники рынка и общественность доверяют намерениям Центрального банка держать инфляцию под контролем.
С другой стороны, более узкий коридор снижает шансы удержания инфляции него рамках при возникновении неожиданных обстоятельств или неточностей врешеииях регулятора. Таким образом, выбор диапазона должен обеспечивать компромисс между формированием доверия к политике Центрального банка и сохранением определенной гибкости в действиях и целях самого регулятора. Отклонение фактической инфляции от целевого значения означает одно из двух - либо регулятор неспособен удерживать инфляцию под контролем, либо намеренно не соблюдает ориентир в угоду решению прочих макроэкономических задач (например, стимулирование экономического роста).