Экономические агенты вправе потребовать от государства создания эффективной правовой системы. Это положение обосновывается в рамках теории прав собственности, которая была предложена Д. Нортом. Государство понимается как агентство, продающее услуги в обмен на налоги: « .мы платим правительству, чтобы оно устанавливало и защищало права собственности». Создание правовой системы по защите прав собственности требует делегирования полномочий от центральной власти - ее агентам. Но агенты, естественно, будут вести себя оппортунистически. Следовательно, структура и поведение бюрократии (исполнителей воли правителя) будут определяться трансакционными издержками по ее контролю.
В основе нашего исследования определению сущности и форм денег лежит также и методологический принцип историзма. В соответствии с данным принципом понятие деньги как научная категория рассматривается в историческом развитии. Они возникает только тогда, когда появляются рыночные отношения и эволюционируют вместе с ними. Развитие данной категории обусловило необходимость его изучения и, соответственно, появления различных научных подходов.
В качестве методологической предпосылки нашего анализа использовано, с одной стороны, разграничение понятий «деньги» и «ценные бумаги», а с другой стороны, сходимость этих понятий. Это позволяет выработать единые принципы их законодательного регулирования.
При раскрытии экономической сущности денег мы будем придерживаться следующих методологических принципов:
· сущность денег предполагает раскрытие их внутренних свойств;
· анализ сущности денег следует начинать с их генезиса, то есть с определения причин и предпосылок их появления;
· вопрос о сущности денег нужно рассматривать по отношению к совокупности сделок с участием денег.