Косвенные налоги в свою очередь подразделяются на акцизы, государственную фискальную монополию и таможенные пошлины.
Акцизы бывают индивидуальные и универсальные.
Индивидуальные акцизы представляют собой обложение отдельных видов товаров, сырья, готовой продукции. Универсальными акцизами облагаются, как правило, обороты организаций (объемы реализации, продаж и т.д.).
Государственная фискальная монополия представляет собой полную или частичную монополию государства на доходы от производства и продажи отдельных видов товаров, к которым, как правило, относятся спиртные напитки, соль, табачные изделия.
Таможенная пошлина - это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием ввоза или вывоза.
) На практике часто разделяют налоги в зависимости от их использования. В данном случае они делятся на специальные и общие.
· Отличительной особенностью общих налогов является то, что после поступления в бюджет любого уровня они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.
· В отличие от них специальные налоги, имея строго целевое назначение, закреплены за определенными видами расходов. Обычно специальные налоги формируют государственные внебюджетные социальные фонды.
) По способу обложения налоги российской налоговой системы классифицируются: по трем группам в зависимости от способов взимания на логового оклада: «у источника», «по декларации» и «по кадастру».
· Исчисление и изъятие налога «у источника» обычно осуществляется органом, который выплачивает доход. В данном случае налог удерживается фактически одновременно с выплатой дохода, что исключает возможность уклонения от его уплаты. Сумма изъятого налога переводится сборщиком - налоговым агентом сразу в бюджет.
· При использовании второго метода налогоплательщик должен представить в налоговые органы налоговую декларацию. На основе этого документа определяется сумма налогового платежа.
· Третий метод предполагает уплату, основанную на сведениях, которые содержатся в кадастре. В этом случае кадастр - это реестр, который содержит информацию о максимально типичных объектах (земля, недвижимость и т.д.).
) В зависимости от применяемых ставок налогообложения налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и кратные минимальному размеру оплаты труда (МРОТ).
) Специальные налоговые режимы - это особая категория налогов, которая может подразумевать следующие способы взимания налогов:
· Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
· Упрощенная система налогообложения.
· Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
· Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Важное практическое значение для формирования бюджетной системы государства имеет группировка налогов по принадлежности к звеньям бюджетной системы. В данном случае налоги подразделяются на:
· Закрепленные, которые на постоянной основе законодательно закреплены за бюджетами соответствующего уровня.
· Регулирующие, доходы от поступления которых распределяются между уровнями бюджетной системы по нормативам, установленным на год или на долговременной основе.
Обобщая изложенное, необходимо подчеркнуть, что классификация налогов имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как она характеризует налоговую систему в целом. С ее помощью осуществляется анализ системы налогообложения, и делаются необходимые выводы для ее дальнейшего совершенствования. Особое значение имеет деление налогов на прямые и косвенные. Соотношение налогов в части властных полномочий позволяет использовать налоговую систему в качестве инструмента регулирования межбюджетных отношений.