В повседневной практике финансовой работы перед главным финансовым менеджером всегда стоит противоречивая задача: поддержание постоянной ликвидности фирмы и получение прибыли. В результате, игнорирование финансовой политики приводит к потере целеустремлённости, ясного представления целей финансового управления, к неадекватному выбору форм, способов, приёмов, средств и механизмов управления финансами. Такие процессы сопровождаются потерей динамичности, стабильности, финансовой устойчивости в работе организаций. При таком подходе руководство упускает имеющиеся возможности. Кризисные явления становятся закономерными и политика антикризисного управления становится необходимой.
Целью антикризисной финансовой политики является разработка и первоочередная реализация мер, направленных на нейтрализацию наиболее опасных путей в последовательности предкризисных явлений, приводящих к кризисному состоянию[5].
В финансовой политике перед организацией, стремящейся выйти из кризиса, ставятся две последовательные задачи - это устранить причины кризиса - разработать стратегию развития и недопущения повторения кризисных явлений в будущем; и устранить последствия кризиса - восстановить платежеспособность и стабилизировать финансовое положение хозяйственной структуры. Нередко причинами ухудшения финансового состояния становятся ошибки в политике антикризисного управления. Типичной ошибкой недальновидной политики является нарушение последовательности антикризисных мероприятий, когда за заботами о выживании вопросы стратегического развития уходят на второй план. Руководитель сначала пытается устранить последствия кризиса, а затем устранить причины кризиса. Такая последовательность сначала углубляет кризис, она создаёт внешнее благополучие, на которое расходуются оставшиеся резервы. Но потеря резервов уменьшает шансы финансирования мероприятий по устранению причин кризиса. Без устранения причин кризис может перейти в ещё более безнадёжное состояние, могут возникнуть ещё более глубокие и более острые противоречия. В действиях руководства образуется замкнутый круг причин и следствий, и в итоге организация терпит фиаско. Поэтому прежде следует устранять причины и параллельно с ними последствия.
Если кризис организации обусловлен кризисом национальной экономики, то есть причины его лежат в макроэкономической области, то изменений требуют, прежде всего, внешние (экзогенные), независимые от предприятия факторы на уровне государства. К таковым можно отнести, например, несовершенство налоговой системы, которое влияет на финансовый результат организаций; политическую, экономическую, финансовую нестабильность, которые вызывают неуверенность предпринимателей, инвесторов и отражаются на всех составляющих организации производства, материально-технического обеспечения, сбыта продукции [6].
Для того чтобы выявить внутренние (эндогенные) управляемые факторы кризисных явлений, зависящие от самого предприятия, необходим анализ, который способен отразить внутренние возможности и резервы экономического роста этого предприятия. Из этого следует, что для анализа и контроля над факторами, влияющими на корпорацию, антикризисное управление должно выполнять следующие комплексы задач.
Первый комплекс задач - экспресс-диагностика финансовой состоятельности (состояние средств и их источников) с целью упреждения кризисных процессов, которая проводится по основным параметрам деятельности и достигается выявлением так называемых «слабых сигналов», симптоматичных для предкризисного состояния.
Второй комплекс задач - детализированный анализ финансовой состоятельности и финансовой устойчивости, заключающийся в осуществлении обстоятельного детализированного анализа хозяйственной деятельности, выводы которого используются в последующих решениях прогнозных и плановых комплексов задач.
Третий комплекс задач - выбор и обоснование стратегии развития, связанной с реализацией принятой корпоративной миссии организации, то есть генеральной цели или её подцелей. При этом выделяют две группы генеральных целей:
Перейти на страницу:
1 2 3