Государственное регулирование деятельности банка осуществляется: Национальным банком.
Главная цель: поддержание стабильности банковской системы, защита интересов кредиторов и вкладчиков.
Основными инструментами являются:
)государственная регистрация банков и НКФО; 2)лицензирование банковской деятельности; 3)установление для банков экономических нормативов безопасного функционирования; 4)организация надзора за деятельностью банков; 5) ведение административных ограничений и запретов; 6)выявление нарушений банковского законодательства и применение различных мер воздействия банком.
В числе важных мер является обеспеченность финансовой устойчивости банка. Для чего банк должен осуществлять контроль и выявить минимальные риски ,угрожающие финансовому положению банка. Для компенсации потерь банк должен создавать резервы. Банк должен производить классификацию активов по степени риска.
Банк обязан соблюдать экономические нормативы, установленные Национальным банком: - минимальный размер уставного фонда, размер собственного капитала;
ликвидность: мгновенная (0,2), текущая (0,7), краткосрочная (1);
достаточность капитала - предельное процентное соотношение рынка собственных средств и общей суммы активов и внебалансовых обязательств (14 % - первые 2 года, потом 10%); - нормативы максимального риска (первые 2 года - 20%, потом 25%); - участие банка в инвестиционной деятельности (не должен превышать 25% от собственного капитала); - максимальный размер риска на одного кредитора; - максимальный размер привлечённых средств (100%);
максимальный размер вексельных обязательств (100%).
Ответственность участников
Лица осуществляющие банковскую деятельность без лицензии несут ответственность: по решению суда деятельность индивидуального предприятия прекращена. Доходы взыскивают и обращают в Республиканский бюджет.
Национальный банк в праве отозвать лицензию или приостановить её деятельность: 1)установление недостоверных сведений; 2)неосуществление банковских операций, указанных в лицензии в течении года; 3)осуществление банковских операций не указанных в лицензии; 4) не выполнение требований; 5)в случае неудовлетворения положений банка, не выполнение своих обязательств перед кредиторами и вкладчиками; 6)в случае наличия основы для признания банка банкротом; 7)реорганизация банком; 8)по принятии решений о ликвидности банка.
В случае не использования банком предписаний Национального банка об устранении нарушений наличие убытков по результатам деятельности.
При создании положения, которое ведёт к неплатежеспособности банка, создаёт угрозу кредитором, Национальный банк праве: 1)потребовать принятия мер по улучшению финансового состояния; 2)внести изменения о замене руководительства банка либо провести повторную оценку, соответсвующую руководителем, главного бухгалтера квалифицированным требованиям. 3)может потребовать отстранения руководителя банка; 4)предложить участникам принять меры по безопасному функционированию банка до 1 года либо до устранения нарушений; 5)вести запрет на открытие филиалов до 1 года; 6)вести ограничения на проведение банковских операций; 7)передать банк во временно управление Национальному банку либо назначить временного администратора; 8)применять меры воздействия к должностным лицам банка (штраф). Банки не несут ответственность перед кредиторами и вкладчиками за неисполнение или не надлежащие исполнение обязательств перед ними. Если не исполнение вызвано форс мажорными обстоятельствами, то не несут ответственность за ущерб, принесённый вкладчикам в случае наложения ареста на их денежные средства или имущество.
Банки несут ответственность за ущерб причиненный вкладчикам на имущество банка.