Факторинг - приобретение права на взыскание долга на перепродажу товаров и услуг с последующим платежом по ним.
Факторинг - кредитование банками в оборотные активы под уступку требований.
Факторинг - разновидность посреднической деятельности.
При факторинге участвуют 3 субъекта: поставщик; покупатель; фактор (факторинговые компании; банки).
Факторинг вытекает из коммерческого кредита. Суть: в соответствии с договором поставщик переуступает фактору право требования к должнику по его обязательствам и взамен получает деньги (кредит).
Виды факторинга: открытый; конфедициальный (скрытый). При открытом факторинге поставщик уведомляет покупателя о переуступке права требования фактору и покупатель осуществляет платежи фактору. При конфедициальном факторинге поставщик не уведомляет покупателя о заключении сделки.
Факторинг может быть: с правом регресса; без права регресса.
При не осуществлении платежей в установленные сроки фактор имеет права требования к поставщику. Весь кредитный риск берёт фактор, он не имеет права требования к поставщику.
Факторинговому обслуживанию не подлежат:
Предприятия:1) с большим количеством дебиторов;2)предприятия, занимающиеся нестандартной или узкопрофилированной продукцией; 3) строительные и другие фирмы работующие с субподрядчиками; 4) предприятия, реализовывающие свою продукцию на условиях бартера; 5) Предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные договора и выставляющие счета по завершению определённых этапов работ.
Согласно международным стандартам к факторингу относятся такие операции, которые соответствуют следующим требованиям:
)наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговременных требований; 2)инкассирование дебиторской задолженности; 3)ведение бухгалтерского учёта поставщика (учёт реализации); 4)страхование поставщика от кредитного риска.
Доход получаемый фактором:1) процент за выдачу средства, они увеличивают среднюю ставку % по кредитам; 2) комиссионные за оказание дополнительных услуг (0,5 - 3%).
Факторинг выгоден поставщику: позволяет ускорить реализацию продукции, непрерывность процесса производства.
Факторинг выгоден покупателю: товар на более длительный срок.
Основные преимущества для каждого субъекта факторинговых отношений:
)Поставщик, который произвел отгрузку продукции потребителю, может сразу получить от фактора (финансового агента) плату за отгруженный товар, не дожидаясь срока расчета с покупателем, что предотвращает длительные кассовые разрывы, позволяет увеличить объем продаж и конкурентоспособность, предоставляя покупателям льготные условия (отсрочку) оплаты товара под надежную гарантию. Применение факторинга позволяет получить финансирование до 80-90 % от стоимости поставляемого товара;
)Покупатель получает товарный кредит (продавец поставляет товар с отсрочкой платежа под гарантии в среднем до 3-х месяцев); увеличивает объем закупок; сводит к минимуму риск получения некачественного товара и ускоряет оборачиваемость средств;
)Банки, иные кредитные организации и специализированные организации, выкупающие денежные требования (финансовые агенты), расширяют с помощью факторинга круг оказываемых услуг, добиваются дополнительных доходов.
По сравнению с кредитованием факторинг имеет ряд существенных преимуществ: 1)Залоговое обеспечение; 2)Оценка финансового состояния. 3)Гибкая схема работы. 4)Высокие темпы роста продаж.