Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом
воздействия на развитие экономики и социальной сферы. Функционирование
государственного бюджета происходит посредством экономических форм - доходов и
расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости
общественного продукта. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные
категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы
служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению
общегосударственных потребностей. Именно с помощью бюджета государство имеет
возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального
и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение
национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной
деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового
и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем,
отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики,
бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства
финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает,
соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его
потребностей.
Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды играют
важную роль в общегосударственной системе финансов. Они дают возможность решать
стоящие перед экономикой задачи по обеспечению подъема производства,
преодолению временной неустойчивости и кризисных явлений, социальной защите
населения, укреплению его здоровья. Решение этих задач требует значительных
денежных ресурсов. Возникает необходимость их концентрации на государственном и
региональном уровнях, ибо планируемые мероприятия отвечают как общим, так и региональным
социально-экономическим интересам.
Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды
рассматриваются как совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении
федеральных, региональных и местных органов власти и имеющих целевое назначение.
Поэтому для обеспечения расширенного воспроизводства в отраслях экономики и
повышения жизненного уровня населения важно оптимальное формирование и
расходование средств этих фондов.
Разнообразие фондов обусловливает их сложные многоступенчатые
связи с другими звеньями финансовой системы и населением.
Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в
соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и
бюджетного процесса в РСФСР" (от 10 октября 1991 г.). Главная причина их
создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и
обеспечение их самостоятельными источниками дохода.
Внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне
федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые
предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное
обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а
также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из
бюджета.
Целевые бюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые в
составе бюджета за счет доходов целевого назначения (в порядке отчислений от
конкретных видов налогов или иных поступлений) и используемые по отдельной
смете по указанному целевому назначению. Отличается от внебюджетных фондов
формально только тем, что их доходы и расходы должны быть учтены в целом в
составе бюджета.
Цель дипломной работы является изучение теоретических основ
функционирования целевых бюджетных и внебюджетных фондов.
Для достижения указанной цели определены задачи работы:
Целевые бюджетные и внебюджетные фонды как звено
государственных финансов.
Анализ финансовой деятельности целевых бюджетных и внебюджетных
фондов.
Направления реформирования системы целевых бюджетных и
внебюджетных фондов.
На сегодняшний день тема внебюджетных фондов является актуальной,
так как развитие и совершенствование рыночной экономики изменило содержание
хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его
частей, в том числе модернизировал финансовую систему.
Постепенно из бюджета выделились внебюджетные фонды, среди которых
основное место заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо
государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов.
Специфика внебюджетных социальных фондов - четкое закрепление за ними доходных
источников и, как правило, строго целевое использование их средств.
Статья 144 Бюджетного Кодекса РФ В Состав государственных
внебюджетных фондов Российской Федерации включает:
·
Пенсионный фонд Российской Федерации;
·
Фонд социального страхования Российской Федерации;
·
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
По Указу Президента Российской Федерации (от 22 декабря 1993г.)
все внебюджетные фонды (за небольшим исключением), доходы которых формировались
за счет обязательных платежей предприятий, учреждений, организаций,
объединяются с республиканским бюджетом Российской Федерации. Однако
сохраняется целевая направленность консолидируемых фондов. Рекомендовано и
органам государственной власти субъектов Федерации включить аналогичные
внебюджетные фонды в бюджеты административно-государственных и
национально-территориальных образований. Необходимость объединения внебюджетных
фондов с бюджетами вызвана недостаточным финансовым контролем за использованием
их ресурсов, поскольку налоговые органы по существу за поступление этих средств
ответственности не несут.
Анализ направлений и результатов деятельности внебюджетных фондов
является актуальной задачей. Ее значение в настоящее время существенно в связи
с постоянным дефицитом бюджета страны и необходимостью целенаправленного
решения социальных проблем, финансируемых за счет этих фондов.
Анализ будем проводить на основании данных Федерального закона «О
бюджете Пенсионного фонда РФ на 2009 и на плановый период 2010 и 2011 годов» от
25.11.2008 N 214-ФЗ (принят ГД ФС РФ 31.10.2008)
Целевые бюджетные фонды - формируются за счет целевых источников и
имеют целевое расходование средств. В их число входят: дорожный; экологический;
воспроизводства минерально-сырьевой базы; восстановления и охраны водных
ресурсов и др.
Доходы от целевых бюджетных фондов формируются за счет
деятельности следующих фондов: Федеральный дорожный фонд; Федеральный
экологический фонд; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы. Подробнее
фонды будут расмотренны в данной работе.
Федеральные целевые программы «Дальнего Востока» на примере
Магаданской области. Цель проекта: многократное увеличение уровня добычи
рудного золота (как следствие, значительное улучшение показателей социально-экономического
развития региона) на основе создания и развития транспортной и энергетической
инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства.
В ходе анализа мы выявили, что целевые бюджетные и внебюджетные
фонды, имеют ряд проблем: в области здравоохранения - повышение качества и
доступности медицинской помощи, улучшение на этой основе показателей здоровья
населения, увеличение продолжительности жизни, снижение смертности.
.
Целевые бюджетные и внебюджетные фонды как звено государственных финансов