Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов
современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации
граждан и - в этом качестве - составной частью гражданского общества, уровнем
публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении
общими делами) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы
рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности).
Президент России Д.А. Медведев обозначил работу по развитию местного
самоуправления в качестве одной из приоритетных задач государства - «местное
самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать
свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху». В своем Послании
Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 г. он отметил, что работа по
совершенствованию муниципального законодательства будет продолжаться.
год знаменует собой новый этап в развитии системы публичной власти в
России. В результате реформы местного самоуправления впервые в нашей
современной истории публичная власть начинает полноценно работать на самом
близком к населению уровне - в масштабах сельских и городских поселений. Сейчас
уже можно говорить, что поселенческие органы местного самоуправления заработали
и приняли на себя ключевые функции по непосредственному обеспечению
жизнедеятельности людей на местах.
При всех неизбежных издержках и оговорках, нельзя отрицать главного:
муниципальная реформа в России состоялась. Произошедшие изменения носят
необратимый характер - они приняты всеми заинтересованными лицами и
рассматриваются, в основном, как дающие потенциал для дальнейшего развития.
Местное самоуправление, как и вся российская политическая система,
накапливает положительный опыт функционирования в качестве полноправного
института и в то же время требует дальнейшего развития и совершенствования.
Современный этап экономического развития России сопровождается эволюцией
системы межбюджетных отношений. В этих условиях возрастает необходимость
проработки основ бюджетного федерализма, формирования стимулов у органов
государственной власти и местного самоуправления к наращиванию темпов
экономического роста. Тем не менее, возникновение целого ряда противоречий в
отношениях между уровнями власти, особенно на уровне субъект Российской
Федерации - муниципальные образования, не способствует укреплению основ
бюджетного федерализма.
Современное состояние бюджетной системы характеризуется децентрализацией
расходных полномочий и одновременно концентрацией доходных источников на
федеральном уровне. Местные бюджеты кроме собственных обязательств включают ряд
государственных полномочий, передача которых на местный уровень не
сопровождается адекватным финансированием. Низкая собираемость доходов не
способствует укреплению финансовой самостоятельности территорий Российской
Федерации. В связи с этим большое значение для сбалансированности местных
бюджетов приобретает организация эффективной системы регулирования межбюджетных
отношений на уровне субъект Российской Федерации - муниципальные образования.
К числу проблем формирования и использования местных бюджетов следует
отнести и такие как неэффективность расходов бюджетов, наличие фактов нецелевого
использования средств, недостаточное развитие муниципальной финансовой
статистики, отсутствие системы мониторинга состояния и качества управления
государственными и муниципальными финансами, нечеткость методик регулирования
межбюджетных финансовых потоков.
Цель работы: изучить теоретические основы и практический опыт
деятельности администрации поселка Усть-Омчуг Тенькинского района Магаданской
области по управлению муниципальными финансами и разработать пути его
оптимизации.
В соответствии с поставленной целью в моей работе решаются следующие
задачи:
- раскрыть основы деятельности органов местного самоуправления
по управлению финансами;
- рассмотреть сущность деятельности администрации поселка
Усть-Омчуг в области управления местными финансами;
- проанализировать бюджет МО «Поселок Усть-Омчуг»
- разработать пути оптимизации управления финансами в
исследуемом муниципальном образовании.
Объект исследования - финансы МО «Поселок Усть-Омчуг», предмет -
деятельность администрации поселка Усть-Омчуг в области управления
муниципальными финансами.
В рамках дипломной работы проанализированы показатели бюджета МО «Поселок
Усть-Омчуг» за 2007, 2008 и 2009гг.
В определении целей и задач исследования учитывалась теоретическая база,
накопленная в трудах зарубежных специалистов в области местных финансов и
межбюджетных отношений: Р.Масгрейва, Дж.Стиглица, Д.Стрика, С.Тибу, У.Оутса,
Д.Элейзера и др.
С развитием в России рыночных отношений, появились работы отечественных
ученых, внесших большой вклад в изучение проблем, связанных с формированием
нового типа финансовых отношений в федеративном государстве. Среди них:
О.В.Врублевская, Л.А.Дробозина, А.Г.Игудин, Е.В.Коломин, Л.Л.Игонина,
А.М.Ковалева, А.М.Коломиец, М.В.Романовский, Б.М.Сабанти и другие.
Вместе с тем вопросы совершенствования системы местных финансов, их
структура, состав, формы и методы перераспределения национального дохода с
учетом интересов всех уровней власти, в том числе муниципального звена,
остаются пока еще недостаточно разработанными.
В дипломной работе использованы такие общенаучные методы исследования,
как анализ и синтез, метод обобщений, сравнительный, графический,
статистический, выборочные наблюдения.
Информационно-эмпирической базой исследования и обоснования основных
положений работы послужили данные Государственного комитета Российской
Федерации по статистике, отчетно-аналитическая информация Министерств финансов
Российской Федерации, Администрации Магаданской области, отчетные материалы,
собранные автором в финансовом отделе администрации поселка Усть-Омчуг.
Раскрытие поставленных задач определило структуру работы, которая состоит
из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. Теоретические основы процесса управления муниципальными
финансами